16:44 Василий Поленов и Тамбовский край | |
«Искусство должно давать счастье и радость…» В.Д. Поленов Тамбовская земля богата талантливыми людьми. Пусть не всегда они родились на нашей земле, но это большое везение, что мы можем прикоснуться к тому прекрасному, к тому великому, что создали эти люди. Талантливый живописец, театральный организатор и декоратор, а также композитор Василий Дмитриевич Поленов родился 20 мая (1 июня) 1844 года в Петербурге в семье потомственных дворян. Хоть и родился в Петербурге, корни его рода напрямую связаны с Тамбовской губернией. В селе Ольшанка Уваровского района находилось имение его дяди Леонида Алексеевича Воейкова. Сюда он нередко приезжал погостить и здесь он начал проявлять себя как пейзажист. До настоящего времени имение не сохранилось, в полуразрушенном состоянии остался только храм. Бабушка художника Вера Николаевна Воейкова вместе со своими сестрами воспитывалась в доме поэта, губернатора Тамбовской губернии Гавриила Романовича Державина, так как в 1803 году умер Николай Александрович, её отец, а следом за ним ушла и мать. В доме Державина Вера Николаевна занималась танцами, пением, игрой на фортепиано, принимала участие в домашних спектаклях, увлекалась русской историей. Здесь же в доме своего опекуна она познакомилась с будущим супругом Алексеем Васильевичем Воейковым, героем Отечественной войны 1812 года. Их дочь, мать Василия – Мария Алексеевна Поленова стала художницей-любительницей и детской писательницей. Любовь к образованию и наукам была свойственна всем детям Марии и Дмитрия Поленовых, а вот способности к рисованию ещё в раннем детстве наиболее ярко проявились у двоих: старшего сына Василия и младшей дочери Елены. Ещё в начале 1850-х, когда семья каждое лето выезжала на арендованную дачу в Царское Село, маленький Василий с упоением рисовал, много времени проводя в лесу или на реке. Помимо живописи мальчик увлекался историей, музыкой и математикой, поэтому, окончив в 1863 году гимназию, он оказался перед мучительным выбором жизненного пути. Поленов поступает учиться в Петербургский университет, так как без университетского образования семья не мыслила его дальнейшей жизни, и одновременно поступает в Академию художеств, которая, по словам самого художника стала для него «духовной родиной». В 1871 году Василий Дмитриевич защищает диссертацию. Год спустя юного художника и по совместительству кандидата прав Академия художеств на целых шесть лет отправляет пенсионером в «творческую командировку» для дальнейшего усовершенствования в искусстве. Он побывал в Киеве, Вене, Мюнхене, Сербии, на Востоке, несколько лет жил в Париже и Риме. В 1877 году Василий Поленов переезжает в Москву. Там он впоследствии напишет одни из самых популярных своих полотен: "Московский дворик" и "Бабушкин сад". В то лето Поленов отдыхал в Ольшанке, в имении, с которым его связывали детские воспоминания о поездках к бабушке Вере Николаевне Воейковой. На тамбовской земле Поленов напишет пейзажи: «Пруд в парке. Ольшанка», «Старая мельница», «Заросший пруд». С одним из написанных здесь этюдов «Пруд в парке. Ольшанка» (1877) в его жизнь вошла новая тема – поэзия старой усадьбы. Как писали искусствоведы, этюд был чем-то совершенно новым в русской живописи того времени, он был написан обобщенно и необыкновенно легко, в нежных отношениях белого, тусклооливкового и светлозеленого тонов. Художник только начинает осваивать эту гамму красок, блестящим мастером которой он станет впоследствии, создав настоящую "зеленую симфонию" - картину "Заросший пруд". В этом пейзаже Поленова (1879) возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Картина «Старая мельница» является ярким примером творческого гения художника. Старая разрушенная мельница, заброшенный уголок природы. Кругом разлита тишина. Даже фигурка белоголового мальчик не вносит ничего своего в эту тишину. Несомненно, огромное и, пожалуй, едва ли не самое важное место в живописном творчестве Поленова занимает пейзаж. Работа над пейзажами была для него неотъемлемой частью его существования, естественной формой его творческого выражения и размышлений о жизни. Тонкое переживание природы он умел передать в живописи со свободной естественностью. Заметное место в жизни художника занимала музыка. Не имея специального образования, он сочинял оперы и романсы, устраивал домашние музыкальные вечера. Окончательно определившись в искусстве , Поленов привёл в исполнение давнее намерение и связал свою жизнь с передвижниками, вступив в Основанное в 1870г. Товарищество передвижных художественных выставок, ставило главной целью нести прекрасное людям. После показа выставок в Москве и Санкт-Петербурге отправлялись в другие города России. В Тамбове впервые выставка передвижников была показана в Василий Дмитриевич Поленов унаследовал прекрасную библиотеку своего отца Дмитрия Поленова и дяди Леонида Воейкова. Еще при жизни Л. А. Воейков высказывал мысли о передаче своей собственной библиотеки городу Тамбову. И в конце 19 века, зная желание дядюшки об устройстве в Тамбове общественной библиотеки, В.Д. Поленов передал её городу. Поленов прожил долгую и плодотворную жизнь. Он скончался в возрасте 83 лет и похоронен в Поленово, своём любимом месте, где часто рисовал с натуры. В Тамбовской областной картинной галерее выставлено небольшое полотно Василия Дмитриевича Поленова «Серый день». Или другая его работа «Лесная речка» хранится в Моршанском историко-художественном музее. Лада Щекочихина, зав. сектором краеведческой библиографии
| |
|
Всего комментариев: 0 | |